Автор этого замечательного афоризма мне, к сожалению, не известен. Зато мне известна следующая производственная ситуация.

Компания открывает филиал в другом городе, где недостаточно изучены все факторы, влияющие на её деятельность. Топ-менеджер компании, отвечающий за развитие филиальной сети, назначает на должность директора филиала человека, который:

  • регулярно следует принятому распорядку дня:
  • умеет спокойно убедить своих детей-подростков в необходимости выполнения работы по дому;
  • с толком и расстановкой подходит к каждой предложенной задаче на работе и дома.

Оцените целесообразность выбора топ-менеджера  С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ УРОВНЕЙ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ…

Те, кто знают (или им не интересно), как провести такую оценку, могут дальше не читать. Всем остальным я предлагаю заняться интеллектуальным дайвингом, и снова «понырять» в бездонный менеджмент, дабы прочувствовать на этот раз значение управленческих решений для обеспечения успеха деятельности компаний. Итак, – «погружение» первое.

Согласно предназначению должности, одной из функций руководителя любого ранга является разработка и принятие этих самых  управленческих решений. Данная функция связана с другими функциями менеджмента, такими как

  • планирование;
  • организация;
  • контроль;
  • мотивация,

но без преувеличения может считаться главной среди них.

А вот первоочередной задачей руководителя не без основания признается разрешение постоянно встающих перед ним многообразных проблем. Тех самых проблем, к каждой из которых принятое руководителем решение обязательно должно подходить (см. заголовок поста). Так вот, оказывается существуют различия в типах принимаемых руководителями решений и относительной трудности проблем, требующих решения.

Маститые исследователи данного вопроса М.Вудкок и Д. Фрэнсис выделяют четыре уровня принятия решения (вспомните задание по ситуации с директором филиала компании), для каждого из которых требуются определенные управленческие навыки.

Уровень 1 – рутинный. Принимаемые на этом уровне решения представляют собой часть обычной «текучки». Руководитель ведет себя подобно компьютеру, распознающему ситуации и «поступающему» предсказуемым образом. Его задача – «почувствовать» и идентифицировать ситуации, а затем взять на себя ответственность за начало определенных действий. Трудности здесь могут возникнуть, если руководитель:

  • не обладает чутьем;
  • неверно трактует имеющиеся указания по той или иной ситуации;
  • действует нелогично;
  • принимает ошибочные решения;
  • проявляет нерешительность;
  • не может обеспечить эффективных действий в нужное время.

Руководитель, правильно оценивающий ситуацию, делающий верные выводы и разумно действующий, добивается того, чего от него ждут. На этом уровне не требуется творческого подхода, поскольку все процедуры заранее предписаны.

Уровень 2 – селективный. На этом уровне требуется некоторая доля инициативы и свободы действий, однако в определенных границах. Руководитель оценивает достоинства целого круга возможных решений и стремится выбрать из некоторого числа хорошо отработанных альтернативных вариантов действий те, которые лучше всего подходят к данной проблеме. Результативность зависит от способности руководителя выбрать направление действий с максимальной вероятностью и от того, окажется ли оно приемлемым, экономичным и эффективным.

Уровень 3 – адаптационный. На этом уровне встречаются дополнительные трудности, так как здесь руководитель должен выработать творческое решение, которое в определенном смысле может быть абсолютно новым. Обычно здесь имеются набор проверенных возможностей и некоторые новые идеи. Успех руководителя зависит от его личной инициативности и способности сделать прорыв в неизвестное. Подобные решения дают ответ, который мог существовать и ранее, но в иной форме. Руководитель ищет новое решение известной проблемы.

Уровень 4 – инновационный. Проблемы этого уровня наиболее сложны и требуют наибольшего внимания руководителя. Для того чтобы добиться удовлетворительного результата, к ним необходимо применить совершенно новый подход. Зачастую проблемой может быть то, что плохо поняли ранее, и ее решение требует абсолютно новых представлений и методов. Руководитель должен уметь понимать совершенно неожиданные проблемы, решение которых требует от него развития в себе мышления применительно к изменяющимся условиям.

В таблице 1 представлены уровни принятия решений и ключевые навыки, требующиеся для этого руководителю. Излишне, наверное, но всё же замечу, что тем, кто работает над принятием решений высокого уровня, необходимы навыки и более низкого уровня. Например, руководителю, работающему на уровне 3 (адаптационные решения), требуются навыки не только этого уровня, но и уровней 1 и 2.

Таблица 1

                   Основные уровни и типы решений

                Тип решений           Ключевые навыки
Уровень 1 — рутинный Неукоснительное следование процедуре.Разумная оценка ситуации.Гуманное лидерство.

Контроль/ мотивация

Уровень 2 — селективный Установление целей.Планирование.Анализ/развитие.

Анализ информации.

Уровень 3 – адаптационный Идентификация проблем.Систематизированное решение проблем.Создание рабочих групп.

Анализ возможного риска.

Уровень 4 — инновационный Творческое управление.Стратегическое планирование.Системное развитие.

А теперь взгляните ещё раз на описание ситуации с директором филиала, приведенное в начале поста. Сейчас вы можете оценить целесообразность выбора топ-менеджера?…

Если сомнения остаются, предлагаю обсудить решение на вебинаре, который планирую провести на тему принятия управленческих решений. Сообща оно завсегда сподручней. Следите за информацией!

«У меня есть решение, только оно к проблеме не подходит»

618 thoughts on “«У меня есть решение, только оно к проблеме не подходит»

Комментарии запрещены.

Яндекс.Метрика