О конкурентоспособности и необходимости её повышения с недавних пор мы слышим практически каждый день. В большей степени информация на эту тему касается конкурентоспособности товаров, услуг, экономики, науки, культуры, спорта… В то же время, во многих СМИ и специализированных источниках есть достаточное количество авторитетных высказываний о целесообразности рассмотрения вопросов конкурентоспособности специалиста. В поддержку этих высказываний существует отдельное научное направление – конкурентология – наука о конкуренции, конкурентах и конкурентоспособности. Открытие конкурентологии принадлежит российскому ученому, доктору педагогических наук, профессору, академику РАО В.И. Андрееву, который определил её цель как науки – направление процесса обучения и воспитания на развитие конкурентоспособности будущего специалиста. При этом смысл и ценность данного научного направления заключается не в предоставлении тому же студенту набора  готовых рецептов гарантированного успеха, а в формировании у него качеств, позволяющих быть конкурентоспособным и готовым к саморазвитию своей личностной и корпоративной конкурентоспособности.

Появление в своё время конкурентологии стало ответом на один из вызовов трансформировавшейся российской экономики. В стране, перешедшей на капиталистические рельсы, успех на рынке труда стал рождаться в конкурентной борьбе между специалистами как потенциальными, так и действующими. В результате и сама проблема формирования конкурентоспособности специалиста оказалась в ряду приоритетных, и у отечественных исследователей различного профиля возник к ней неподдельный интерес. Однако ни приоритетность проблемы, ни повышенное научное внимание к данному понятию не дали пока четкого ответа, кого можно считать конкурентоспособной личностью и кто такой конкурентоспособный специалист. Определений в литературе много, но, во-первых, их нельзя назвать исчерпывающими, а во-вторых, некоторые из них даже противоречат друг другу.

Но как бы там ни было, а в той или иной мере понятие «конкурентоспособный специалист» ассоциируется у нас с человеком, который как минимум выдержал конкуренцию в какой-то деятельности. С человеком, который добился успехов. С человеком, который благополучен в финансовом смысле. Есть и другое содержание понятия «конкурентоспособный специалист» — это человек, который качественно выполняет взятые на себя обязанности и за счет этого добивается поставленных целей.

Но чтобы считаться конкурентоспособным специалистом, недостаточно, например, просто выдержать конкурсный (он же – конкурентный) отбор при приеме на должность — это всего лишь первый шаг. Для поддержания статуса конкурентоспособного работника необходимо обладать определенными личными качествами, которыми природа, семья, школа, ВУЗ не всегда обеспечивают человека в требуемом объеме. Это значит, что изрядную долю нужных качеств понадобится, возможно, приобретать посредством дополнительного образования и творческой самореализации, чтобы энергично двигаться к благотворному, высокоэффективному труду. А это уже, как правило, ведет к тому, что человек признается успешным в своей сфере деятельности и конкурентоспособным

Что означает «переход на личность» на рынке капиталистического труда
Яндекс.Метрика