Быть конкурентоспособным – несомненно актуально и важно. Только вот, если раньше, при переходе к рыночной экономике вопрос приобретения, развития и реализации этого качества встал перед работающими людьми средних лет, то теперь (что-то мне подсказывает) заняться этим вопросом успеют ещё и те, кто, возможно, в силу преклонного возраста обоснованно собрался было удалиться на заслуженный отдых… Исключительно же остро и значимо в современной ситуации проблема саморазвития конкурентоспособности стоит перед учащейся и студенческой молодежью. Таким образом, весьма вероятной видится перспектива, когда понятия «соперничество», «соревнование», «состязание» (с кем-либо), синонимичные термину «конкурентоспособность», прочно и надолго войдут в жизнь и обиход каждого из нас, и войдут вполне практически.

В своих работах отечественные и зарубежные исследователи рассматривают два вида конкурентоспособности специалиста. Так под личностной (индивидуальной) конкурентоспособностью ими понимается совокупность некоторого объема личностных и профессиональных качеств будущего специалиста, которые позволяют ему выдержать конкуренцию с себе подобными. Личностная конкурентоспособность хорошо подойдет при индивидуальной форме работы будущего специалиста (педагог, бухгалтер, менеджер по продажам, работник отдела кадров и т.д.) в процессе соперничества в конкурсах, индивидуальных видах спорта, в процессе поиска работы, прохождения собеседования, карьерного и профессионального роста и т.д. Конечно, конкурентоспособность будущего специалиста не завершается трудоустройством. Поэтому работник дальше может использовать данное качество как в процессе продвижения по службе на одном предприятии, так и в случае перемены места работы. Понимание этого рождает и новое понятие, такое как «корпоративная конкурентоспособность».

Под корпоративной конкурентоспособностью принято понимать признание личностью приоритетности удовлетворения групповых или коллективных потребностей по сравнению с индивидуальными для более полного удовлетворения своих потребностей в будущем. Именно данный вид конкурентоспособности востребован основными заказчиками образования – работодателями, поскольку им требуются профессионалы, готовые проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения и брать на себя ответственность за принятые решения, умеющие выдерживать психологические трудности в общении с коллективом. Сформировать корпоративный вид конкурентоспособности специалиста возможно только в сотрудничестве.

Из сказанного можно заключить, что конкурентоспособность специалиста – это интегральная характеристика, представляющая собой набор качеств личности и(или) профессионала, определяющих его способность осуществлять какую-либо деятельность эффективнее других, выгодно отличающая его от других участников конкуренции.

Быть или не быть… конкурентоспособным специалистом? И, если быть, то каким?
Яндекс.Метрика